НОВОСТИ СО ВСЕГО МИРА
В Кремле станцевали Ксению Собчак

В Кремле станцевали Ксению Собчак

В «Кремлёвском балете» состоялась новогодняя премьера по роману Виктора Добросоцкого «Продавец игрушек»

Комический балет редкий гость на балетной сцене. В премьере балета Андрея Петрова «Продавец игрушек», показанной труппой «Кремлёвский балет» на родной сцене Кремлевского Дворца, всё сошлось — перед нами квинтэссенция интересной классической и современной хореографии, великолепной мелодичной музыки, увлекательного и захватывающего сюжета в духе приключенческих романов со злодеями-преступниками и  поиском сокровищ. 

Максим Апатонов (Князь Берский), Даниил Росланов (Николя Берски), Екатерина Первушина (Наташа) в балете «Продавец игрушек». Фото: Андрей Степанов

Сокровища в этом балете – это клад князей Берских, спрятанный в парке их родового особняка до революции, а главные злодеи – профессор из Санкт-Петербурга и организованная им банда. Профессор — отпрыск богатого княжеского рода Берских, посвятивший свою жизнь поиску клада, который спрятал дед главного героя. А самого главного героя зовут Николя, он продавец в парижском магазине игрушек, основанном его дедушкой, а заодно и «самый умный француз», победитель телевизионного конкурса, приз которого, поездка в любой конец света. Николя выбирает Россию…

Для Андрея Петрова, художественного руководителя и главного балетмейстера театра, эта первая за четыре года премьера театра, оказалась к тому же очень удачной. Балет был создан ещё два года назад, в самый пик пандемии, когда Кремлевский Дворец спектаклей не давал.  Балет сначала показали в Воронежском театре оперы и балета, а после успеха в Воронеже, перенесли на кремлевскую сцену. При переносе хореограф разумно учёл размер труппы «Кремлевского балета» (а она задействована в спектакле полностью) и возможности гигантской кремлевской сцены. Спектакль при этом усложнили технически и хореографически. И если партии главных героев особых изменений не претерпели, то кордебалетные сцены спектакля стали масштабнее и грандиозней.

В основе сказочной истории, рассказанной языком балета, лежит одноименный роман Виктора Добросоцкого о парижанине, потомке русских эмигрантов первой волны, мастере изготовления кукол, который оказавшись в России, влюбляется в русскую переводчицу и открывает в Москве (в ГУМе) свой магазин игрушек. История эта, по нынешним временам, хоть и не особенно актуальна, но увлекательна и интересна. Ну а для балета, жанра, в котором любой сюжет дает повод для танцев, просто незаменима.

При этом, роман пользуется особой популярностью у самых разных режиссеров. Тут можно вспомнить и драматический спектакль Юрия Васильева, и его же весьма успешный фильм с участием Пьера Ришара, вышедший на экраны вслед за драматическим спектаклем в 2012 году. В Ярославле, в театре имени Федора Волкова, есть ещё один «Продавец игрушек», который идет в постановке Алексея Чернышёва. По мотивам этого романа создана даже опера.

Поэтому появление ещё и новой авторской балетной партитуры – событие неординарное. Тем более, созданной не для contemporary dance, а для классического коллектива с традиционным подходом к хореографии и балетной драматургии. Алексей Шелыгин, автор известных саундтреков, среди который «Бригада», «Бой с тенью», «Небо. Самолет. Девушка» и многих других, второй раз обращается к сюжету «Продавца игрушек»: ранее им написана упомянутая одноименная опера, а теперь балет. При этом композитор не адаптировал партитуру оперы, как можно было бы предположить, а написал для балета совершенно другую музыку. И это, пожалуй, не имеет аналогов в композиторской практике.

Как когда-то Чайковский и Петипа, так и сейчас композитор и хореограф в этом балете работали в тесном сотрудничестве. И хореография получилась у худрука Кремлевского балета легкая, образная, затейливая. Создана она в духе неоклассики. А в её основе, как всегда у Петрова, классическая лексика и прежде всего пальцевая техника, но органично дополненная элементами современных направлений и систем танца.

Сюжет балета — по сути современная сказка. Действие её происходит в наше время в самый канун Нового года и начинается в Париже, но потом переносится в Россию, в Санкт-Петербург. А заканчивается балет в Москве, вокруг огромной елки.

Для балета писатель создал оригинальный сценарий, довольно сильно отличающийся от сценария кинофильма. Для упрощения сюжета тут была исключена вся линия богатой невесты Николя, отца-миллионера которой в фильме играет Пьер Ришар. Да и заканчивается балет несколько по-другому. Здесь сокровища, которые отнимает у Николя неусыпно следивший за его поисками родственник из России — злодей-профессор, достаются государству. Преступников же арестовывает российская полиция.  Впрочем, финал истории и в кинофильме, и балете один и тот же: как и подобает настоящей рождественской сказке, главный герой делает своей возлюбленной предложение. 

Алина Каичева (Экскурсовод), Михаил Евгенов (Майор Березов) в балете «Продавец игрушек». Фото: Андрей Степанов

При этом как и в любом рождественском балете в спектакле имеется елка, а также другие атрибуты Рождества. И если золотой ключик, который достался Николя от дедушки и открывает дверцу тайника с кладом, здесь оказался совсем из другой, вовсе не рождественской сказки, то непременный «Вальс снежных хлопьев» с 18 танцовщицами-снежинками в белых пачках, на сцене заполняет пространство почти как в «Щелкунчике».

Ёлка же, устроенная Николя в Главном Универсальном магазине Москвы, где он открывает свой магазин игрушек, очень похожа на ёлку в Кремлевском Дворце: сверкает своими гирляндами на фоне Спасской башни и собора Василия Блаженного, а ленточку в новый магазин игрушек, где и проходит рождественский праздник, в балете разрезает мэр города, впрочем, нисколько не похожий на Сергея Собянина.

Схожесть елки с кремлевской не должна удивлять. Ведь декорации к этому новому рождественскому балету делал известный художник-сценограф Кремлевского дворца Григорий Белов, часто оформляющий здесь как раз главную «елку» страны. И яркая, радостная, праздничная, блаженно детская, рождественская атмосфера спектакля, так удачно дополняющая хореографию Андрея Петрова, во многом именно его и Ольги Полянской, художника по костюмам, заслуга. Но главная составляющая успеха спектакля всё же, редкостно мелодичная по нынешним временам музыка композитора Алексея Шелыгина.

В балетной партитуре Шелыгин использует классические танцевальные разнохарактерные жанры – здесь и менуэт, и тарантелла и, разумеется, вальс, без которого настоящий традиционный балет не мыслим. Роскошный вальс, который во сне главного героя звучит во втором действии балета, поставлен Андреем Петровым на балу в родовом имении князей Берских. Как и вальс снежинок, он относится к лучшим массовым сценам балета.

Очень красива в спектакле и музыка адажио – лирического дуэта двух главных героев, написанная в духе русского романса. Музыка звучит не как стилизация старинных референсов, а вполне современно и свежо, благодаря затейливым ритмам, сложным гармониям. Что лишний раз доказывает: комбинации элементов традиционного музыкального языка неисчерпаемы, как варианты развития шахматных партий.

Особое удовольствие доставило виртуозное и технически чистое исполнение партий главных героев, Николя и Наташи. Танец премьера и примы театра «Кремлёвский балет» Даниила Росланова и Екатерины Первушиной был виртуозен и легок. Фактурность этих танцовщиков, их музыкальность, чувство стиля, станцованность и гармоничность их дуэта, а также образная и эмоциональная актерская игра, позволяет говорить о них, как о сложившихся мастерах.

Органично воспринимается в начале первого акта и поставленный Петровым «кукольный дивертисмент» в парижской мастерской Николя, когда сошедший с портрета дух предка оживляет созданных его внуком кукол. Это и Гвардеец и Принцесса, хорошо станцованные Алексеем Казанцевым и Кариной Павловой; Царевич и Царевна в прекрасном исполнении Петра Горбунова и Полины Дияншиной; Кавалер и Дама классично представленные Эдгаром Егиазаряном и Полиной Агеевой; Арлекин и Коломбина  с чувством показанные Егором Мотузовым и Александрой Криса.

Использование Андреем Петровым в своей хореографии не только классической, но и современной лексики, построенной в том числе на основе бытовых и спортивных движений, позволяет более емко и достоверно создавать на сцене и образы наших современников. А образы эти вышли в балете весьма и весьма колоритными. Причем их в балете много, и такая много населенность — особое достоинство спектакля Андрея Петрова. Тут есть что потанцевать и сыграть премьеру театра Михаилу Евгенову, картинно вышедшему в балете в партии майора Березкина, расследующему драку в чайной и допрашивающему свидетелей: официанта, ярко показанного Евгением Королевым, медсестры, сыгравшей в конце балета свадьбу с этим бравым майором, кокетливо станцованную Анастасией Шеломенцевой, а также врача районной больницы живо изображенному на сцене Сергеем Васюченко. А как «оторвались» артисты «Кремлевского балета» в ролях участников банды профессора (эти партии отлично исполнили Дмитрий Прусаков, Богдан Плешаков, Иван Захарченко)! Не подкачал и их предводитель, собственно сам злодей-профессор, выразительно показанный на сцене Максимом Сабитовым. 

И если мэр города не похож в балете на нынешнего мэра Москвы, экскурсоводша музея князей Берских, один в один — Ксения Собчак. Она сообщница профессора и похищает во время драки, устроенной в «чайной» участниками банды, карту, которая должна привести к месту, где спрятаны сокровища. И на долю Алины Каичевой, исполнившей эту партию, а также Максима Апатонова играющего в спектакле роль даже не человека, а портрета князя Берского, дедушки главного героя, выпал на премьере самый большой успех. Гротесковая, комическая партия экскурсоводши немало повеселила зрителя, как поразили его на контрасте с возрастом и грациозные, «молодецкие» и образцово-показательные заноски седовласого и седобородого дедушки, дух которого нисходит с портрета и охраняет своего любимого внука в разных, не только увлекательных, но порой и весьма опасных, приключениях, выпавших на долю его потомка в России.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.